27 августа 2015, 19:30

Павел Астахов: "Майки Шведа у нас просят даже американцы"

Владимир РАУШ
Обозреватель
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

ЕДИНАЯ ЛИГА ВТБ

Подмосковные "Химки" одними из первых в стране начали подготовку к новому сезону: в эти дни команда проводит сбор в Словении. Генеральный директор клуба рассказал "СЭ" о селекции в межсезонье, вывел формулу удачного трансфера и объяснил зависимость бюджета от выступлений в Евролиге.

В ЕВРОЛИГУ – ЧЕРЕЗ ПАРАДНЫЙ ВХОД

– В последние годы "Химки" дважды пытались пробиться в Евролигу через квалификационный турнир и каждый раз терпели неудачу. Получается, сейчас вы зашли с другой стороны?

– Сейчас мы вошли в Евролигу через парадный вход. "Химки" попали туда как победитель Еврокубка – второго по статусу турнира континента. Кстати, с нынешнего года квалификационный турнир в Евролигу отменен. Он разыгрывался в самом начале сезона, когда ведущие клубы только-только получали из сборных своих игроков. Получалось не совсем справедливо: одни целый месяц наигрывали состав, а другие должны были сделать это за три-четыре дня. Вот нас нехватка времени и подводила.

– Попадание "Химок" в Евролигу отразится на интересе спонсоров?

– Пробившись в число участников этого турнира, мы выполнили задачу, поставленную в прошлом сезоне. Руководство области и спонсоры остались довольны нашим выступлением. Когда положительный результат достигнут, все договоренности сохраняются. В этом смысле – да, отразится.

– Можно вывести зависимость, как участие в Евролиге влияет на клубный бюджет?

– Арифметической формулой этот вопрос не измеришь. Скорее тут действует другая цепочка: "Химки" выполняют поставленную задачу – спонсоры понимают, что дальнейшая поддержка имеет смысл. Клуб работает, достигает новых вершин. Значит, деньги не уходят в трубу.

– Выходит, само участие в Евролиге экономических дивидендов российским клубам не приносит?

– Разница между участием в Евролиге и Еврокубке все-таки существует. Первый турнир более интересен болельщикам – это не подлежит сомнению. Когда мы выступали там в последний раз, с реализацией билетов проблем не возникало. На матчах с "Реалом", "Барселоной" или "Маккаби" трибуны были переполнены. На эти встречи никого зазывать не надо. Стоял вопрос, как разместить всех желающих. Резко возрастает и выручка от продажи билетов.

– Недавно "Химки" подписали контракт с Алексеем Шведом – очень раскрученным игроком. Вы довольны тем, как клубу удается монетизировать его имя?

– Мы находимся еще только в начале этого процесса. Хотя уже сейчас чувствуется, что приход Шведа резко увеличил интерес к нашему клубу. Да и спрос на его майки существует. Поступила даже заявка из Америки: местные фанаты Алексея хотят купить футболку "Химок" с его именем.

– Большое значение в продаже баскетбольного матча как яркого шоу играет современная вместительная арена. Ее отсутствие лимитирует "Химки"?

– Знаете, раньше на этом месте располагался спортивный зал "Новатор" с балконом на втором этаже. Я его прекрасно помню, сам еще играл там за "Химки". Когда в 2005 году вместо него построили нынешний баскетбольный центр, это казалось фантастикой. Но за прошедшие десять лет требования к инфраструктуре резко выросли. Чтобы получить трехлетнюю лицензию для выступлений в Евролиге, клуб должен располагать современной ареной вместимостью не менее 10 тысяч человек. Нам об этом остается пока только мечтать...

С ЦЕНТРОВЫМИ ПРОБЛЕМ НЕТ

– Последним новичком "Химок" стал словенец Зоран Драгич. Это его вы имели в виду, когда говорили, что команда еще может усилиться?

– За Драгичем мы следили давно, но он был на контракте в НБА. Сначала играл в "Майами", потом перешел в "Бостон". Когда позвонил агент и сказал, что его клиент может покинуть эту команду, мы сразу активизировались. Нам как раз был нужен легкий форвард, чтобы увеличить глубину состава. С главным тренером "Химок" Римасом Куртинайтисом мы к тому времени просмотрели многих игроков, Зоран нас устраивал. Обсудили с агентом финансовые требования и до последнего ждали: отпустит его "Бостон" или нет? В итоге все срослось, и мы подписали контракт.

– Даже беглый взгляд на состав команды показывает: с обороной в "Химках" все в порядке, с форвардами – тоже. Нет ли беспокойства по поводу центровых?

– В прошлом сезоне в передней линии у нас выступали Пол Дэвис и Джеймс Огастин. Оба – своеобразные игроки, к тому же первый склонен к травмам. Однако найти центрового европейского уровня на баскетбольном рынке сейчас непросто. В итоге приняли решение продлить с Полом контракт. При этом достаток игрового времени получит и Руслан Патеев. Он стал сегодня едва ли не самым многообещающим российским пятым номером, будет основным центровым сборной на чемпионате Европы. Кроме того, на этой позиции может сыграть еще один наш новичок, Марко Тодорович.

– В "Химках" сейчас выступает немало игроков из бывшей Югославии – сербов, хорватов, черногорцев. Это не случайность?

– Не могу сказать, что мы специально ориентируемся на игроков из этой части Европы. Как и другие клубы нас интересует оптимальное сочетание цены и качества. Представители бывшей Югославии в максимальной степени соответствуют этим требованиям. Они великолепно обучены, лишний раз объяснять им ничего не надо. К тому же их менталитет и язык близки к русскому.

– В процессе комплектования команды обычно вы выходите на представителей игроков или они контактируют с вами?

– В конце сезона агенты, как правило, скидывают руководителям клубов список баскетболистов, свободных от контрактных обязательств. Мы вместе с тренерским штабом его анализируем. При этом решение вопроса может растянуться на несколько дней, а может – на пару месяцев. В личном просмотре игрока необходимости обычно нет. Существует масса компьютерных программ, где можно получить все необходимые сведения. В случае необходимости можно пообщаться с людьми, работавшими с ним. Исходя из этой информации, тренер принимает решение, подходит ли кандидат под его видение игры или нет.

К ФИНАЛУ С ЦСКА РАЙС БЫЛ ВЫЖАТ КАК ЛИМОН

– В среднем "Химки" в межсезонье совершают три-четыре трансфера. Какой процент успешности устроит вас как руководителя?

– Понятно, что каждый стремится к стопроцентному попаданию. Однако так получается не всегда. В минувшем сезоне мы не угадали лишь в одном случае из трех, с Жоффре Ловернем. Вроде бы все предпосылки, чтобы он у нас заиграл, были. Но не получилось... В любом случае 75 % успешности – это хороший результат.

– А что конкретно не вышло с Ловернем?

– Мы планировали француза на позицию центрового, и первые матчи он действовал именно там. Но потом почему-то стал уходить из-под кольца, смещаться к трехочковой линии и совершать дальние броски. Куртинайтис много раз беседовал с ним на эту тему, но все оставалось по-старому. К Новому году мы пришли к выводу, что лучше с Жоффре расстаться. Тем более агенты выразили готовность выкупить его контракт.

– Тайрис Райс оправдал вложенные в него деньги?

– Безусловно, Тайрис отработал первый год своего контракта полностью. В прошлом сезоне мы получили от него именно то, что хотели. Он тащил на себе всю команду, особенно с учетом того, что второй разыгрывающий "Химок" Попович несколько месяцев не мог играть из-за травмы. Зачастую Райс проводил на площадке все сорок минут. Именно с этим связано то, что к финальной серии Единой лиги ВТБ с ЦСКА он был выжат как лимон и физически, и психологически.

– Вы разбираете неудачные трансферы, чтобы провести потом работу над ошибками?

– Мы всегда стараемся понять, что было сделано не так. Например, долго ломали голову, почему так неудачно играл Ловернь. Или взять Виктора Клавера, который также не реализовал свой потенциал. Понятно, он пришел в команду за четыре месяца до окончания чемпионата, и адаптироваться ему было непросто. Но все равно мы ожидали от испанца немного большего. Тут очень многое зависит от личности игрока. Один приехал в команду с опозданием, никого не знает, но все равно идет напролом. А другой капризничает.

– И какой вывод?

– У нас есть одно непреложное правило: баскетболист должен хотеть перейти в "Химки". Если в процессе переговоров это подтверждается – все в порядке. Если же начинаются разговоры: дескать, в другом клубе предлагают больше, да и требования тренера не очень нравятся – надо заканчивать. Проверено многократно: с таким человеком каши не сваришь.

– В последнее время "Химки" снова стали приглашать классных игроков, выступающих в своих национальных сборных. Комфортная экономическая ситуация трех-четырехлетней давности возвращается?

– Наша финансовая ситуация нормализовалась с приходом на пост президента Дмитрия Голубкова. Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить его, а также губернатора Московской области Андрея Воробьева, областное Министерство спорта, городской округ Химки и наших спонсоров. Исключительно благодаря их поддержке клуб сейчас прочно стоит на ногах.

– Нынешний бюджет сопоставим с тем, что был у "Химок" в недавнем прошлом, когда за вас играли Карлос Дельфино и Хорхе Гарабахоса?

– Мне трудно судить о бюджете, который был у клуба в те времена. Сейчас по соотношению цена-качество у нас очень сбалансированный состав. Игроки получают те зарплаты, которые заслуживают.

Новости