01:15 6 января | Баскетбол

Фильм "Движение вверх". Что правда, а что вымысел

Кадр из фильма "Движение вверх". Сергей БЕЛОВ. Фото Игорь УТКИН Модестас ПАУЛАУКАС.
Кадр из фильма "Движение вверх".
58

В прокат вышла картина о победе сборной СССР по баскетболу в финале Олимпиады-1972. Фильм очень сильный и имеет хорошую прессу. Но создателям ради "драматического эффекта" пришлось приукрасить некоторые исторические моменты.

В российских кинотеатрах идет фильм "Движение вверх" Антона Мегердичева, посвященный легендарному баскетбольному финалу Олимпиады-1972. Та игра стала одной из самых ярких в истории олимпийского баскетбола в том числе благодаря скандалу с переигранной концовкой поединка и трем секундам, за которые советской сборной удалось вырвать золото у непобедимых американцев. Фильм снят очень эффектно, пробуждая в зрителях чувство патриотизма, интерес к баскетболу и к нашей спортивной истории. Но при этом в адрес режиссера и сценаристов раздается и критика.

Вдовы тренера Владимира Кондрашина и баскетболиста Александра Белова даже подали на создателей "Движения вверх" в суд за искажение исторической правды. Авторы картины не отрицают, что слегка приукрасили действительность, но не видят в этом проблемы – фильм является художественным, а не документальным, хоть в его основе и лежат одноименные мемуары Сергея Белова. Мегердичев полагает, что кино было обречено на некоторые искажения и выдуманные эпизоды ради повышения зрелищности. Что же в этой яркой картине не соответствует истине?

1. СТИЛЬ БАСКЕТБОЛА

Техника игры в "Движении вверх" адаптирована для современной массовой публики. Первое, что бросается в глаза – обилие бросков сверху ("слэм-данков") и эпизод с разбитым щитом. Это красивая мистификация. В советском баскетболе традиции забивать сверху тогда не было, а в американском студенческом баскетболе слэм-данки запрещались правилами. Однако, по словам Мегердичева, его задачей было показать баскетбол как явление, а не слепо копировать стиль игры начала 1970-х. Для массового зрителя все это – нюансы, не влияющие на доверие к рассказанной на экране истории. Кроме того, баскетбол никто и никогда не снимал так, как Мегердичев, поэтому картинка изначально является непривычной для баскетбольных болельщиков.

2. ОПЕРАЦИЯ ДЛЯ СЫНА КОНДРАШИНА

Это, собственно, та самая линия, из-за которой режиссеру пришлось изменить фамилию главного тренера сборной СССР с Кондрашина на Гаранжина. У Владимира Петровича действительно был сын Юрий, с детства страдавший церебральным параличом. Однако тренер не планировал делать ему операцию за границей и не собирал на нее деньги. Соответственно, наставник не отдавал накопленные для сына средства на лечение Александра Белова и баскетболисты не компенсировали Кондрашину деньги из своих призовых в раздевалке. Вдове тренера удалось уговорить режиссера убрать из сценария эпизод, в котором Кондрашин ради сына нелегально торгует валютой, но в целом душещипательный сюжет, в котором очень мало правды, остался. Дабы избежать обвинений в клевете, авторы картины пошли на изменение фамилии тренера.

3. ВРЕМЯ БОЛЕЗНИ Александра БЕЛОВА

Известно, что гениальный баскетболист Александр Белов скончался в 26 лет от редкого онкологического заболевания – саркомы сердца. Однако во время Мюнхена-1972 великому центровому было 20 лет, и его страшная болезнь еще не проявлялась. Диагноз, о котором говорится в фильме, относится к более позднему периоду жизни Александра. "В 1972-м Белов был абсолютно здоров, – признает режиссер. – Но в 1976-м он был уже болен. Это к вопросу о времени и месте. Но мы позволили себе поместить эту историю в рамки Мюнхена. Как мне кажется, это ни в коей мере не оскорбляет память величайших наших спортсменов".

4. МАТЧ ПРОТИВ АМЕРИКАНСКОЙ ШПАНЫ

В фильме рассказывается о том, что, попав в Америку, советские баскетболисты вдруг решают сыграть в Гарлеме с местными хулиганами, поставив на кон привезенную контрабандой черную икру. В итоге наши уступают неизвестным пацанам, после чего с горя идут в бар и напиваются. В действительности ничего такого не было. В мемуарах Сергея Белова о подобной истории нет ни строчки. И, естественно, эта мифическая попойка не могла повлиять на состояние здоровья Александра Белова. Данный ход от начала и до конца – выдумка сценариста, который в целом склонен преувеличивать тот пиетет, который питали к американскому баскетболу и Кондрашин, и его подопечные. Например, в 1959-м и 1963-м годах, сборная СССР обыгрывала сборную США на чемпионатах мира, и это не считалось суперсенсацией.

Сергей БЕЛОВ. Фото Игорь УТКИН
Сергей БЕЛОВ. Фото Игорь УТКИН

5. ОБЕЩАНИЕ ПОБЕДЫ НАД США

Тренер сборной России в "Движении вверх" публично обещает обыграть в Мюнхене "непобедимых" американцев, поставив на кон свою карьеру и карьеры своих подопечных. В реальности никаких обещаний на пресс-конференциях в 1972 году Кондрашин не давал. Тем более, что советских спортивных чиновников на тот момент устроил бы и просто выход в финал. Популярность баскетбольной сборной была намного меньше популярности хоккейной или футбольной команд, поэтому ажиотажа относительно олимпийского результата баскетболистов на государственном уровне быть не могло. И уж тем более в Мюнхене никто не планировал отказаться от финального баскетбольного матча с американцами. Во всяком случае, до выхода в свет "Движения" об этом никто не догадывался.

6. ЖЕЛЕЗНЫЙ КОНДРАШИН И АНТИСОВЕТЧИК ПАУЛАУСКАС

Люди, знавшие Кондрашина уверяют, что фигура "железного человека", созданная в фильме, не соответствует действительности. Это, скорее, собирательный образ всех советских специалистов. Владимир Петрович же был необщительным и очень погруженным в себя. В то же время капитан сборной литовец Модестас Паулаускас представлен в фильме диссидентом и русофобом, который готовил свой побег за границу. Это тоже собирательный образ "злобного прибалта", причем не из начала 1970-х, а из конца 1980-х. Об антисоветских настроениях реального комсомольца, а впоследствии – детского тренера Паулаускаса ничего неизвестно. Больше того, Паулаускас и в 1990-х тепло отзывался о советских временах в целом, и о русских людях – в частности.

Модестас ПАУЛАУКАС.
Модестас ПАУЛАУКАС.

7. ЛИНЗА ЖУРМАХОМЕДОВА И БАСКЕТБОЛИСТКА ИЗ БУДУЩЕГО

Центровой Алжан Жармухамедов действительно плохо видел, но первые линзы по индивидуальному заказу были изготовлены ему уже после Мюнхена. История с потерянными в ходе игры линзами произошла уже после Олимпиады-1972. Она передвинута вперед по времени волей сценариста, так же, как и болезнь Александра Белова. Еще один пример путешествия во времени – появление в Мюнхене в составе советской делегации баскетболистки – девушки Александра Белова. Такого не могло быть поскольку женский баскетбол на Олимпиадах дебютировал в 1976 году, ну а включение в команду родных и близких спортсменов тогда не практиковалось.

***

Но несмотря на все эти исторические неточности, сам фильм стоит признать сверхуспешным. В нем много фактов и спорта, он вызывает сильные эмоции, великолепно снят и смотрится на одном дыхании.

А что касается приукрашенных сцен, то каждый создатель имеет на них право. Не правда ли?..

58
Материалы других СМИ
КОММЕНТАРИИ (58)

Samarskiy

Михалкову очень точно подходит образ сыгранной им роли Михалыча в фильме "Жмурки". Единственный раз на экране он был органичен. И вот это вот оно... г..но ... легкого поведения за деньги... за государственный счет не перестает гадить стране, извращая ее историю и массово популяризируя выдуманный негатив о нашей Родине, разжигая ненависть и самоуничижительные ощущения наших людей. Хоть один фильм назовите, где он приложился (к кормушке разных властей), чтобы это оказалось не так. И сценаристов с режиссерами таких же подбирает. Лучше пересмотреть финал и почитать мемуары реальных участников, чем идти на это г. Однако, кассовый сбор говорит о том, что нормальных необолваненных нынешней колониальной властью людей на Руси все меньше и меньше.

15:57 14 января

Спринт

Фильм, сделанный на принципе - чем больше ложь, тем больше ей верят. А так полное издевательство над историческим матчем, который я сам смотрел в 1972 году (правда на следующий день в записи по "Орбите"), но счета не знал, и с друзьями болели по настоящему за наших. Правильно возмущаются родственники Кондрашина и Белова. Только такие не далекие, как Губерниев, могут чем то восхищаться в этом лживом фильме. Просто испоганили славное спортивное прошлое великой страны.

06:33 10 января

Pele Pelevich

Хорошо помню и ОИ-72 и баскетбольный финал. Это все было в ЖИЗНИ. Согласен с тем, что многие события в ХУДОЖЕСТВЕННОМ, подчеркиваю, фильме преподнесены не совсем так или совсем не так, как было в ЖИЗНИ. Но, на то он и художественный фильм. На мой взгляд, режиссеру надо было изменить фамилии всех героев картины и тогда бы не было никаких проблем. А что касается бросков - это такая мелочь, о которой даже говорить не хочется. Во всяком случае, посмотрел его с огромным удовольствием. Мне этот фильм понравился гораздо больше, чем "Легенда № 17". Там вообще все было перевернуто с ног на голову... Сборная солянка, а не Легенда.

15:04 9 января

rusfed 2.0

Там, где госденьги — там Михалковы. Лепить гимны совку за государственный счет — благодатный бизнес, бережно передаваемый в этой семье из поколения в поколение. От папы, накропавшего «нас вырастил Сталин — на верность народу», к сыну, самолично объявившему себя Бесогоном. 1. Паулаускас был капитаном сборной СССР, фанатично ей преданным, кавалером двух орденов «Знак почета», его прощальный матч в 1976 власть организовала с особыми почестями. Изображенный в фильме ярым русофобом, этот человек до сих пор дважды в неделю ездит из Литвы в российский городок Краснознаменск недалеко от границы, где занимается с местными мальчишками. На недоуменные вопросы «К чему этот альтруизм?» Паулаускас отвечает: «Сюда, в Краснознаменск, меня гонит ностальгия по моей советской юности. Я хочу слышать русскую речь и помогать русским ребятам». 2. Ни одного данка в том финале не было и быть не могло (наши тогда считали такие броски неуважением к сопернику, а в лиге, которую представляли американцы, данки в то время и вовсе были запрещены). 3. Накосячили с женской сборной, которая показана в Мюнхене-72, хотя женский баскетбол включили в программу олимпиад лишь через четыре года. 4. В фильме сын Кондрашина показан мальчиком в инвалидной коляске, которому якобы срочно нужна операция на Западе, но отец все валютные накопления отдает на лечение своего спортсмена-любимца. У Кондрашина действительно есть сын Юрий, с детства страдающий церебральным параличом. В 1972-ом он уже достиг совершеннолетия, и выдумка со срочной операцией по меньшей мере лжива и бестактна. 5. В фильме Александр Белов показан смертельно больным уже перед мюнхенской олимпиадой. На самом деле серьезные проблемы со здоровьем начались у него лишь спустя пять лет — после того как в 1977-ом «благодарная» Родина лишила его мест в сборной и ленинградском Спартаке, звания заслуженный мастер спорта и даже стипендии в вузе. И всё это из-за нелепой попытки пронести через таможню иконы по просьбе другого спартаковца — Владимира Арзамаскова. Отлучение от баскетбола нанесло спортсмену сильнейший удар, человек буквально сломался и уже через год умер в возрасте 26 лет. Всё с ног на голову, верх цинизма. 6. Алжан Жармухамедов через год после олимпиады за таможенные нарушения был лишен звания змс, Иван Дворный за аналогичный проступок получил три года лагерей, а Михаил Коркия отмотал срок за незаконное предпринимательство. Это если коротко о жизни в совке. Бесогону же можно предложить снять ленту о своем ближнем родственнике — родном дяде-эсэсовце (о похождениях в годы войны Михаила Михалкова, он же капитан 3-ей дивизии СС Мюллер, можно почитать в примечаниях к статье о нем в Википедии). А то учат нас патриотизму всякие… (с)

16:32 8 января

sergey82

Фильм для тех кто знаком с баскетболом лишь по современным матчам НБА и Евролиги!!!

11:27 8 января

s.petr

Говорят ,чем проще конструкция ,тем она надёжней .А в этом фильме авторы наворотили всякого ,они пытаются быть хорошими для всех .И смотрится это очень фальшиво .Мы смотрели эту игру в 1972 , её показывали в записи а результата никто не знал ,и когда закончилась игра ,я помни тоненький голосок Нины Ерёминой пытавшейся перекричать весь тот ад ,который свалился на зал и наших ребят устроивших кучу малу ,и бесновавшися пиндосов ,это был шок ,такого ещё никогда не было .А в фильме .... не знаю ,судить права не имею ,но пересматривать не буду .

23:05 7 января

Семен Семеныч Горбунков

Фильм не смотрел и не собираюсь этого делать. Подростком видел этот матч, правда на следующий день в записи.Хочу оставить в памяти те воспоминания, которые были. Тот баскетбол мне казался тогда просто супер. Индивидуально болел за Александра Белова и не прогадал. Во первых был мастер от Бога, а во вторых играл за Спартак, хоть и Ленинградский. А Спартак он и в Африке Спартак.Уверен, что более молодому поколению такие фильмы надо смотреть.Есть чему по учиться. А конкретно- бороться до победного конца, даже если шансы остаются только теоретически.

15:29 7 января

juventus1978

Упёртый русский ///// kakaja finliandija kakaja amerika :D obe operaciji delal profesor VITKUS v Litve Sabasu :) nu tolko vostanavlivolsia pered olimpaidoj da v portlende :)

08:20 7 января

Thomas_Boy_

Упёртый русский ___________ Врать не буду, не очень хорошо осведомлен о состоянии советской медицины в 1972-ом году. Может, и вранье. Но до сих пор у нас некоторые операции не делают, а за бугром почему-то делают. Насчет того, что не могли решить вопрос с сыном... Не знаю. Не особо верится. Но и осуждать не берусь, всяко в жизни бывает.

21:25 6 января

Упёртый русский

Томас. А вот как понять то, что по сюжету сыну тренера сборной не могут сделать операцию для того, чтобы ноги заходили? Типа, у нас вообще таких операций не делают, а на зарубежные операции Спорткомитет денег не даёт... И ведь всё - враньё, как оказалось. Была похожая ситуация с Сабонисом в 87 году, когда готовились к ОИ-88. Он травмировал ногу, нужно было быстрое восстановление. Так ему одну операцию в Финляндии делали, а вторую - в Пиндостане, по-моему! Восстановился вовремя и блистал на ОИ... А уж с ребёнком то точно бы вопрос решили, не?

21:17 6 января

Thomas_Boy_

Упёртый русский ___________ Грузины у нас во всех фильмах хорошие, в СССР вообще любили грузин, по-моему.) Я вообще фильм не смотрел, но обязательно схожу. Кстати, был в Литве, там по-разному к нам относятся. Одни кривят губы, другие радуются, услышав русскую речь.

21:02 6 января

Упёртый русский

Томас Да, я с тобой согласен. Посмотрели на нынешнюю Грибе, и решили, что литовцы плохие. Зато, если смотрел фильм, грузины - они на контрасте очень хорошие. Исправились, объявили Сааку, который во всём виноват, в международный розыск...

20:59 6 января

Thomas_Boy_

Упёртый русский ___________ В данной ситуации я вижу намеренное очернение Прибалтики в лице Паулаускаса.

20:50 6 января

Упёртый русский

Thomas_Boy_ Упёртый русский _________ А вообще, совершенно очевидно, что поступил заказ откуда то сверху, что жизнь в СССР не должна выглядеть очень хорошо. ___________ Так совершенно очевидно, что реальная жизнь в СССР не была очень хороша.__________________________________ Так это смотря с чем сравнивать. Но вот специально чернить известные эпизоды не стоило, не согласен?

20:45 6 января

Thomas_Boy_

Последний Легион __________ Ты слишком туп, чтобы вообще чего-то понимать в этой жизни, скобочник. У тебя голова плоская и не на плечах, а на трех китах.

19:29 6 января

Последний Легион

Thomas_Boy_____ Так совершенно очевидно, что реальная жизнь в СССР не была очень хороша.____________________________________ Я ишо успел застать Великий СССР! Жизнь была - просто супер!! А тебя, значит придурка, в детстве пинали все кому не лень ))))))))))))))))))))))))))))))

19:06 6 января

Thomas_Boy_

Упёртый русский _________ А вообще, совершенно очевидно, что поступил заказ откуда то сверху, что жизнь в СССР не должна выглядеть очень хорошо. ___________ Так совершенно очевидно, что реальная жизнь в СССР не была очень хороша.

18:34 6 января

ozozolio

жэ-+10000050000

16:09 6 января

Провинциальный моквич

По-поводу литовцев. В 70-80-х годах много раз был в Литве и полюбил эту страну. Впечатления самые положительные. Интересные, радушные люди, было много друзей-литовцев. С ними можно было говорить обо всём, но никогда в разговорах никто не переходил грань, отделяющую нормальную критику от русофобства. Но особенно приятно было узнать, что Паулаускас поныне тренирует детей в КРАСНОЗНАМЕНСКЕ - в городе моего детства! ЗдОрово!!! ))) Сам фильм ещё не смотрел - в нашем райцентре кинотеатра, увы, нет, а в Смоленск ехать далековато. Дождусь, когда появится в сети и посмотрю с удовольствием!

15:47 6 января

Рюрик 09

Упёртый русский _____ Про Паулаускаса вы абсолютно правы, но про мальчика зря. Это ж дало возможность показать как тренер заботился о игроках, и как они это оценили и отплатили (в хорошем смысле). Этот художественный вымысел можно понять и простить))))))

15:46 6 января

жэ

Знаете, вся эта сценаристская отсебятина с оговорками, что это "художественный а не документальный фильм", порядком раздражает. Все эти приукрашивания указывают лишь на то, что создатели подобного рода "художеств" сами не верят в драматичность и великолепие этой победы. Вот и начинают высасывать из пальца, выдумывать небылицы. Вроде бы по чуть-чуть добавляют лжи, а в итоге так искривляют историю, что уже профанируют её, делают гротеском, а в итоге убивают суть кино, основанного на историческом факте. Наверняка найдется и такой зритель, кто с придыханием будет смотреть это надувательство. Ну пусть тогда он будет готов в скором будущем смотреть фильмы о ВОВ, где будут автоматы Калашникова, ведь "задачей было показать войну как явление, а не слепо копировать вооружение начала 1940-х". То что так презрительно отвергается нами в голливудских сказках, нам же и втюхивают свои же киношники. Убогое позорище одной из самых грандиозных наших побед

15:29 6 января

Упёртый русский

Phantom Не понимаю негатива многих комментаторов. Фильм художественный. Точка. _______________ Так в художественном фильме имеется конкретный человек под фамилией Паулаускас, который был в реальной жизни. Показано, что он был антисоветчиком и диссидентом, а по факту такого не было! Зачем это было сделано, расскажи? Показать, что все литовцы уже тогда жили и мечтали, как бы ночью вогнать финку в спину русскому? А зачем основывать сюжетную линию на больном мальчике, которого можно прооперировать и вылечить, но в СССР не было, типа, квалифицированных врачей, а денег на лечение за границей не выделяется... Режиссёр перепутал 72 год с настоящим временем, вот сейчас это было бы вполне актуально. А тогда бы однозначно решили вопрос, врачами или деньгами! Слишком много вот таких вот художественных вымыслов, имеющих целью показать того, чего не было на самом деле. А на таких нюансах и делается пропаганда!

15:26 6 января

Рюрик 09

Определять смотреть фильм или не смотреть по комментам в СЭ - это запредел. Когда смотрел фильм сам комментировал сыну нескладухи, но не смотря на них фильм понравился. Хорошо показано главное - как спортсмены идут к цели. Странная дружба С.Белова и Пауласкаса тоже хорошо показана. И очень хорошо показаны ТРИ розыгрыша мяча после штрафных Дага Коллинза. Но вот обливать грязью Модестаса Феликсовича было абсолютно ни к чему! Надеюсь Модестас Феликсович понимает, что в России не все такие как режиссёр и сценарист "Движения вверх". И вообще ненависти к русским в Литве не было. Сам по юношам неоднократно играл с различными литовскими командами, в том числе в Литовской ССР, общался с болельщиками на эпохальных матчах ЦСКА - Жальгирис и никогда не замечал ненависти и злости.

15:23 6 января

Phantom

А по поводу того, что не нужно экранизировать подобные эпохальные вещи. Еще как нужно! Ибо, увы, молодому поколению об этих великих достижениях иначе и не узнать! Такова реальность.

15:18 6 января

Phantom

Не понимаю негатива многих комментаторов. Фильм художественный. Точка. Фильм мощный. Вторая точка. И к тому же очень правильный. Кто-то тут написал, что "мы опять сильнее всех". А вам как хотелось? Чтобы фильм про выступление футбольной сборной на ЧЕ во Франции снимали? Да, наша страна не идеальна. Но уважайте себя. Уважайте достижения наших спортсменов. в США подобные фильмы уже лет 30 снимают на потоке. И они себя уважают. И гордятся. А нам лишь бы все обосрать и пожаловаться, как все плохо.

15:13 6 января

Упёртый русский

Но вообще, 1972 год действительно оказался эпохальным в спорте. Интересно, а продолжать будут? В хоккее хотелось бы увидеть фильм про Макарова, куда бы вошли 6-0 в 79 над сборной НХЛ, 8-1 над Канадой в 81, Рандеву 87 и КК-87 против Лемьё с Грецки и СА заговор с судейством в этих матчах, ОИ-88 в Калгари... Про его НХЛ-овский период уже не обязательно. А в баскете эпохальными были ОИ-88 в Сеуле. Сборная США там была очень сильна, Дэвид Робинсон, один из лучших игроков НБА в 90, член зала баскетбольной Славы, Дэнни Мэннинг - первый номер недавнего тогда драфта, Ричмонд, Марли, Хокинс - всё это звёзды НБА и неоднократные участники МВЗ позднее. У Югославов была команда - мечта, где выступали все их легендарные игроки на то время. Но выиграла турнир сборная СССР с Сабонисом, Волковым, Марчюлёнисом, Таракановым, Куртинайтисом, Тихоненко, Хомичюсом, Белостенным под руководством Гомельского. Это была классная команда!

14:54 6 января

Ulcer

Зря Модю оговорили. Он ведь не был космополитом. С 2005 года два раза в неделю тренирует школьников в Краснознаменске (Калининградская область). По словам Паулаускаса, «в Шакяе в спортшколе я веду несколько групп. А сюда, в Краснознаменск, меня гонит ностальгия по моей советской юности. Я хочу слышать русскую речь и помогать ребятам».

14:29 6 января

Гаттузо Крут!!!!!!#!

Теперь понятно- смотреть не стоит. Я , кстати, и легенду-17 не смотрел. Т.к. Харламов был моим любимым хоккеистом и я его любил таким каким его сам представлял и взгляд какого-то там режиссера на него для меня не интересен. Тем более там тоже было много идиотских натяжек и вранья.

13:57 6 января

Антимайдан

Упёртый русский ...На фига выдумку делать главной сюжетной линией, принижать сознательно советскую медицину и вообще СССР, который не мог, по мнению режиссёра, решить вопрос с сыном главного тренера сборной СССР - медпомощь ему там была нужна или деньги... Тема с Паулаускасом - вообще дикая, наговорили на человека с три короба, а он был капитаном и комсомольцем, оказывается....Обещание победы над США и гнусные спорткомитетчики - тоже выдумка, оказывается.....В общем, получается, что накручено очень много лишнего. И часть из этого - чтобы принизить СССР, как видится сейчас. +++++++++++++++++++ Вот эта политика - снимать фильмы о великих достижениях СССР так, что бы при этом обгадить и оболгать СССР - коробит. Но, по сравнению с тем, что снимали раньше, еще несколько лет назад (муть типа "сволочей") - уже хорошо :)

13:53 6 января

Упёртый русский

Не, легенда 17 всё-таки получше. Там предателей из честных людей никто не придумывал. Каково вот Паулаускасу сейчас - он был капитаном команды, комсомольцем и пр., до сих пор не считает, что тогда было плохо, а в фильме показано, что он - литовский диссидент, воспитанный на голосе америки и свободной европе! И основная сюжетная тема про операцию для ребёнка за границей - полная туфта! И это принципиальное изменение того, что было в жизни! Можно же, к примеру, снять художественный фильм про события в Корее и придумать, что это советские, а не американские войска туда вошли - а что, режиссёр, типа, имеет право на художественный вымысел! Ещё раз: ни Овчинникова - вдова Белова, ни Кондрашина этот фильм не завизировали и не одобрили, наоборот, пригрозили судом. Это о чём то говорит. А вообще, совершенно очевидно, что поступил заказ откуда то сверху, что жизнь в СССР не должна выглядеть очень хорошо. И начались вымыслы про операцию за границей, гнусных спорткомитетчиков, не хотевших играть, про проигрыш неграм-любителям, про предателя -литовца, про великих американских врачей, спасших уже тогда жизнь Белову и тупых - советских, пропустивших его диагноз и т.д. Ведь почти всё выдуманное чернит жизнь в СССР - кто смотрел фильм и его проанализировал, это становится очевидно...

13:51 6 января