23 июля 2017, 14:15

Мария Уголькова: "Спортсмены сами ищут себе спонсоров"

Владимир Иванов
Обозреватель
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Когда-то она била рекорды России, а теперь выступает за Швейцарию, на 30 процентов работает в страховой компании и чтобы поехать на Олимпийские игры в Рио собирала средства через краудфандинг.

Владимир ИВАНОВ
из Будапешта

На чемпионате мира завершилась утренняя программа первого дня плавательного турнира. В женских 200 м комплексом участвовали сразу четыре спортсменки, родившиеся в России. И это при квоте в два атлета на дистанцию от страны! Дело тут в том, что две из них уже не выступают за нашу сборную. С Юлией Ефимовой и Викторией Андреевой за выход в полуфинал боролись Виктория Каминская, которая представляет Португалию и Мария Уголькова, соревнующаяся под швейцарским флагом. В квалификации Уголькова проплыла быстрее своих соотечественников. Как бывших, так и нынешних.

УЕХАЛИ С МАМОЙ НА ГОД – И ОСТАЛИСЬ…

– Вы же из Москвы? – уточнил я у Угольковой.

– Да, – улыбнулась Мария. – А вы из России? Как здорово!

– Как вы оказались в Швейцарии?

– 12 лет назад переехала. Моя мама – тренер. И ей предложили работу в клубе в Лугано. Мне было 16 и я поехала с ней. Контракт был на год. Первое время много плакала, хотела вернуться домой. Но потом освоилась. Так там и остались.

– Сначала выступали за Россию?

– Конечно! Даже установила рекорд России на 200 м баттерфляем на чемпионате Европы в Риеке на короткой воде. Ездила в составе команды на чемпионат мира-2009 в Рим, была на Универсиаде, в 2012-м участвовала на чемпионате Европы.

– Что же случилось потом?

– Я училась в университете. В Европе это серьезное дело. А постоянно мотаться туда-сюда было неудобно.

– Почему постоянно? Разве чемпионата России недостаточно?

– В федерации поменялось начальство, и мне сказали, что я должна приезжать не только туда, но и на другие турниры. Например, на чемпионат Москвы. Это дорого. Да и времени просто не было. Куда я с учебой? В Европе не работает схема: "Я спортсмен, был на сборах".

– Что изучали?

– Экономику. Закончила магистратуру по специальности "Финансы". Никаких поблажек не было. Но с математикой у меня все в порядке.

– В Швейцарии по-другому никак.

– Это точно! Только с языка на язык термины переводить непросто. Там же только официальных – три. Два уже как родные: французский и итальянский. А вот немецкий не знаю. Не нравится он мне.

– Учеба занимала много времени?

– Ходить на занятия там не обязательно. Им не важно, где ты возьмешь знания, главное, чтобы они были. Но на экзамене спрашивают так дотошно, что с ума сойти можно. И не готовясь крайне тщательно – сдать его невозможно.

Мария УГОЛЬКОВА. Фото AFP
Мария УГОЛЬКОВА. Фото AFP

ПОМОЩЬ ЛЮБИТ ТИШИНУ

– Вы – рекордсменка страны на трех дистанциях, участница Олимпийских игр. Сколько получает в Швейцарии спортсмен такого уровня?

– Получает? Тут совершенно иная система, абсолютно непохожая на российскую. Платит спортсменам только национальный олимпийский комитет, но для этого нужно отправить им заявку. И она будет рассмотрена под микроскопом. В приоритете не заслуги – в первую очередь внимание обращается внимания на семейное положение, личное состояние. Они смотрят, например, есть ли у вас свое жилье или снимаете.

– То есть, есть ли у тебя более или менее нормальное положение – помощь не требуется?

– Да, логика именно такая. Почти все спортсмены решают финансовые вопросы сами. Ищут спонсоров, например.

– Это так просто?

– Нет, конечно. Тем более плавание – далеко не первый вид спорт в стране. В приоритете горные лыжи, теннис. Даже триатлон популярнее! Но при должном усердии возможно все. При этом Швейцария такая страна, где тихие спонсоры.

– Как это?

– Ты можешь договориться с какой-то фирмой на определенную сумму в год, но реклама им не нужна.

– Почему?

– Тогда многие захотят к ним. А им это не нужно. Если ты убедил – тебе помогут. Только со спортсменами уровня Роджера Федерера контракты другого, более привычного всем плана. Но это – единичные случаи.

– У вас есть тихие спонсоры?

– Да. Не шикую, но заниматься любимым делом могу. На Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро я собирала средства через краудфандинг. А что – обычное дело. Еще работаю на 30 процентов в страховой компании. Иначе никак. Нужно на что-то жить. Но это не я такая – в Европе многие спортсмены так живут.

Зарабатывать буду потом. А пока наслаждаюсь тем, что могу заниматься любимым делом. Плавание для меня – огромное удовольствие. Очень хочу на Олимпийские игры в Токио, безумно интересно посмотреть, как там все будет организовано. Ведь японцы – это что-то. Они наверняка поразят весь мир.

– С кем из российской команды знакомы?

– Мы хорошо общаемся с Юлей Ефимовой, Настей Фесиковой, Вероникой Поповой и Викой Андреевой. Остальных я практически не знаю – сборная сильно обновилась, много молодых. В российской сборной я бы сейчас даже не ощущала себя частью команды, потому что со многими не знакома. А для меня быть частичкой общего, каковой я сейчас являюсь в Швейцарии, важно. Можно я пойду? Нужно заминаться, настраиваться на полуфинал. Да и впереди еще 50, 100 и 200 м кролем. К сожалению, на этот раз не будет моего любимого вида программы – эстафеты. Одна девочка закончила плавать, а найти четвертую мы пока не можем…

Придумай мем

Новости